Как Вы оцениваете российский рынок страхования жизни в целом по итогам 2009 года и его ближайшие перспективы? Каким Вы видите будущее Вашей компании на нем, с учетом недавней сделки по продаже материнской компании группе MetLife?
Российский рынок страхования жизни потерял порядка 19 % - по большей части за счет кредитного и кэптивного сегментов. Следует отметить, однако, что рынок страхования жизни чувствует себя значительно стабильнее многих других сегментов индустрии финансовых услуг. Важно и то, что в связи с низким проникновением потенциал рынка остается значительным.
Любому профессионалу понятно, что существовавшие в течение долгого времени стратегии страховщиков, основанные на стремлении получить крупную долю рынка любой ценой, ушли в прошлое. «Блицкрига» на нашем рынке не будет, поэтому многие страховщики решили значительно сократить розничное направление и сконцентрироваться на менее затратных каналах дистрибуции.
Безусловно, и бизнес нашей компании испытал на себе влияние кризиса, которое выразилось в снижении сбора премий. Главной причиной тому стал рост расторжений в первом полугодии минувшего года, вызванный тяжелым финансовым положением некоторых клиентов. Но хочу подчеркнуть, что сегодня мы видим улучшение ситуации: количество досрочных расторжений практически вернулось к докризисному. В результате, мы смогли полностью восстановить основные финансовые показатели и заработали рекордную прибыль. Кроме того, именно на прошедший год пришелся наш ребрендинг: ожидая выделения нашей материнской компании Alico из AIG, мы изменили название российской компании и провели связанную с этим масштабную кампанию.
Уверен, что в долгосрочном плане продажа Alico компании MetLife окажет значительный положительный эффект на весь бизнес компании Alico, в том числе и на наши операции в России. Прежде всего, налицо оптимальное сочетание возможностей Alico и MetLife с географической точки зрения. MetLife – лидер на рынке страхования жизни в США, где сосредоточена большая часть операций компании, а Alico исторически сильна за пределами США. Нынешняя ситуация позволяет нам использовать комбинацию практического опыта работы на развивающихся рынках со стороны Alico и финансовой мощи компании MetLife. Я ожидаю, что в результате этой сделки наша российская компания получит доступ к передовым страховым технологиям, системам и продуктам, а также приобретет новых стратегических клиентов и партнеров, работающих с группой MetLife в других странах. Что касается нашего текущего бизнеса в России, то работа продолжается в обычном режиме, все принятые на себя обязательства выполняются в полном объеме. Наши акционеры остаются приверженными долгосрочным планам работы в России и нацелены на дальнейшую поддержку нашей компании и ее бизнеса.
Сегодня на долю компании проходился почти 17 % российского рынка страхования жизни. Кризис заставил нас перегруппировать свои силы с тем, чтобы быть готовыми эффективно развивать бизнес в новом экономическом цикле. И стратегическая задача на 2010 год – это восстановление роста страхового портфеля через собственные каналы дистрибуции (агентства и отдел прямых продаж).